ПСИХОЛОГ И ЛАЙФ-ТЕРАПЕВТ ЯНА НИКОЛАЕВА НЕ БОИТСЯ РАБОТАТЬ СО «СЛОЖНЫМИ» КЛИЕНТАМИ И ВСЕГДА ДОБИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. СЕКРЕТ ЕЕ УСПЕХА КРОЕТСЯ В БЕЗГРАНИЧНОЙ ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ.

— Когда случилось ваше знакомство с психологией и почему вы выбрали эту сферу?
— Знакомство случилось в 16 лет, когда я начала посещать обучающие группы по профориентации и развитию личностных качеств. Уже тогда эта профессия вызывала у меня восхищение. В 24 года я пошла в личную терапию, и это было одно из лучших решений в моей жизни, ведь профессиональный психолог получается из профессионального клиента. Спустя три года я поняла, что хочу помогать другим, и начала учиться на клинического психолога и интегративного терапевта. С того момента прошло 6 лет, я получила более 12 дипломов, а недавно подтвердила ква-лификацию тренера и супервизора. Сейчас я учусь в магистратуре и не планирую оста-навливаться на этом. Хороший психолог — тот, кто всегда жаждет новых знаний.
— Вы — исключительно женский психолог? Или с мужчинами тоже работаете?
— Я работаю и с женщинами, и с мужчинами. Просто мужчины обычно долго терпят и обращаются, когда совсем все плохо, зато в терапии это самые устойчивые и ответственные клиенты. Кстати, среди моих клиентов-мужчин довольно много известных личностей, и я очень рада, что наше образование не уступает зарубежному. Ведь многие обращаются ко мне, пройдя терапию в Америке или Европе,
и отмечают качество моей работы.
— С какими запросами к вам обращаются чаще всего? И есть ли у вас личный топ «любимых» проблем?
— Я люблю «сложных» клиентов, ко мне идут с депрессиями, кризисами, развода-ми, потерями. Я умею работать с людьми, которые столкнулись со сложными жизненными обстоятельствами или прошли через непростое детство.
«Любимых» проблем, пожалуй, нет. За любым запросом лежит огромный пласт задач, которые необходимо решать. Когда-то я услышала фразу «Любит ли вас ваш терапевт?» Лет пять назад я удивилась: что за любовь может быть в клиент-терапевтических отношениях? Но сейчас понимаю, что без любви к людям никуда, и я испы тываю это чувство к каждому человеку, который обращается ко мне.
— А что насчет собственных психологических проблем? Помогают ли вам знания в психологии выстраивать личное счастье?
— Сами по себе знания помогают поверхностно, больше всего помогает личная терапия, которая длится непрерывно уже 10 лет. Мы можем знать очень много, но за защитными барьерами наша психика прячет все то, что может увидеть только другой человек.
Сейчас мне интересно изучать и про-верять новые методы и подходы — недавно я задумалась о коучинге как дополнительном инструменте. И теперь проверяю многие коучинговые практики на себе, потому что иначе помочь людям через них я не смогу.
— Не кажется ли вам, что в последнее время грань между здоровой самодостаточностью и избеганием отношений у многих попросту размыта? И как понять, что любовные неудачи женщины связаны с ее психологическими проблемами?
— Так и есть. С одной стороны, это плата за успех, победу в конкуренции, которую многие даже не замечают. Мы живем в нарциссическом мире, и это факт: соцсети, желание быть лучшей, отчего многие уходят в изоляцию и одиночество. Но с другой стороны, это попытка быть неуязвимой. Когда женщина не подпу-скает к себе мужчину (кстати, это можно сказать и про любые другие отношения, ведь с дружбой у многих тоже не складывается), она на самом деле очень боится оли, с которой раньше сталк Вот с этими проблемами лучш пора поработать в личной терапии. Иногда человек обнаруживает, что первые настоящие отстоящие от ношения в его жизни появляются с психологом, потому что только здесь он может быть собой. После этого ему легче войти в контакт с противоположным полом и не просто имитировать союз, а построить близкие отношения и глубокую привязанность.
— Приходилось ли вам в своей практике «спасать» пациента после очередного горе-психолога из социальных сетей?
— Именно спасать не приходилось, но я наслушалась довольно много интересных методов и фраз, которые
«коллеги» применяли на клиентах. Например, одному мужчине горе-психолог советовал рвать деньги, если он вспоминает о бывшей возлюбленной.
А от одной из клиенток прошлый специалист отказался, поскольку счел, что она недостаточно уважает свою мать. Вооб-ще проблема лжеспециалистов сейчас очень актуальна, но здесь важна личная ответственность каждого: перед началом работы необходимо спросить у психолога диплом, срок личной терапии и есть ли
у него супервизия.
— Каким профессиональным достижением вы особенно гордитесь?
— Главные достижения — результаты моих клиентов. В целом, психолог — это одна из самых сложных профессий, и гордиться можно уже тем, что я много лет устойчива и в работе, и в собственном росте.
С недавних пор я стала активно развивать соцсети и снимать видео. Мой аккаунт быстро набрал около 40 тысяч подписчиков, а значит, мои мысли интересны и близки многим. Думаю, этим тоже можно гордиться.